Сон детей и взрослых как он задуман природой

В своем интервью газете Хаффингтон Пост профессор Джеймс Дж. Мак-Кенна рассказывает о совместном сне с ребенком и двухфазном сне взрослых, который, оказывается, более характерен для человечества в целом, чем принятый в индустриально развитых странах однофазный сон.

co-sleeping

— Вы поддерживаете совместный сон с детьми. Расскажите о своих исследованиях в этой области. В каких обществах принято спать вместе с детьми? Каковы преимущества совместного сна?

— Я начал исследовать совместный сон матерей с детьми, когда мы с женой узнали о ее беременности. Как и большинство будущих родителей, мы бросились скупать все книги о родительстве. Но после прочтения нескольких книг о том, как лучше ухаживать за новорожденным, мы встали перед выбором: либо все, что мы узнали из курса антропологии, а это моя специальность, было неверным, либо все эти западные рекомендации об уходе за детьми вообще не имеют отношения к детям. Может быть, они имеют прямое отношение к современной западной идеологии и общественным ценностям, которые более точно отражают, кого мы хотим вырастить из наших детей, но никак не к тому, что на самом деле представляют из себя дети и в чем они нуждаются.

Студенты, изучающие биологическую (физическую) антропологию, еще на вводном курсе узнают, что человеческий детеныш – это самое уязвимое, зависимое от контакта со взрослым, самое медленно развивающееся и самое зависимое существо из всех млекопитающих-приматов, во многом из-за того, что человеческие дети рождаются неврологически незрелыми по сравнению с другими приматами. Чтобы человеческий детеныш мог безопасно пройти через узкий выход малого таза матери, а именно такая структура таза требуется для прямохождения, он вынужден рождаться с мозгом, объем которого составляет лишь 25 процентов от объема мозга взрослого. Это означает, что его физиологические системы не способны оптимально функционировать без контакта с телом матери, которое продолжает регулировать процессы в организме ребенка, во многом как это было во время беременности. Эшли Монтегю, мой личный интеллектуальный кумир, называл человеческих младенцев extero-gestates, то есть созревающими вне утробы матери. Прикосновения к малышу изменяют его дыхание, температуру тела, скорость роста, кровяное давление, уровень стресса. Другими словами, тело матери – единственная окружающая среда, к которой приспособлен младенец. Знаменитый детский психолог д-р Винникот формулирует это так: «Не существует младенца самого по себе, есть младенец и еще кто-то с ним».

Это глубоко истинная научная точка отсчета для понимания того факта, что дети никогда не согласятся с расхожим мнением, будто они должны спать одни. Сон в одиночестве для человеческого новорожденного является нейробиологическим кризисом, поскольку такая микро-среда экологически ошибочна, она не отвечает базовым потребностям младенца. И действительно, сон в одиночестве в отдельной комнате и отсутствие грудного вскармливания теперь уже признаны самостоятельными факторами риска синдрома внезапной детской смерти (СВДС), и это объясняет, почему на большей части земного шара никогда не слышали об СВДС.

Мы с женой испытали шок, когда прочитали, что педиатры-исследователи говорили о нормальном сне новорожденного и познакомились с идеей о том, что младенец должен «сам себя успокаивать». Даже тогда мы уже знали, что это не более чем культурная конструкция, не имеющая под собой эмпирических доказательств, которые могли бы подтвердить ее правильность.

Когда у нас родился сын, я обнаружил, что могу управлять его дыханием, изменяя темп своего дыхания, как будто мы должны синхронизироваться друг с другом. В дальнейшем мои исследования подтвердили, что дыхание матери и младенца упорядочиваются в присутствии друг друга – вдох и выдох, подъем и опускание грудной клетки, и углекислый газ, выдыхаемый одним и вдыхаемый другим, способствует следующему вдоху! Я доказывал в научных статьях, что это является еще одним сигналом, напоминающим ребенку дышать, это защищенная от перебоев система на случай, если собственный переход ребенка от выдоха к вдоху задержится.

Я изучал краткосрочные негативные последствия разделения с матерью на детенышах обезьян, его влияние на такие показатели, как частота сердечных сокращений, температура тела, восприимчивость к вирусам, уровень кортизола, пищеварение и рост. Я не был удивлен, что самый незрелый примат из всех – мы сами – даже более чувствительны ко всем сенсорным сигналам. Держать ребенка на руках, носить его с собой и спать с ним вместе – не просто милая общественная идея, но важный вклад в благополучие детей.

Я решил применить свои знания о поведении приматов к нам самим и посмотреть, действительно ли контакт в ночное время (грудное вскармливание и совместный сон) регулируют функции организма ребенка таким образом, как я описал, и что случается, когда ребенок спит один. Я возглавил группу ученых, которые впервые в истории задокументировали поведенческие и физиологические последствия детского сна в одиночестве и то, на что похож сон, если наблюдать за ним в условиях совместного пребывания с матерью и грудного вскармливания, что взаимосвязано.

Мы показали, как сенсорное состояние матери и ребенка влияют друг на друга. Не только мать влияет на сон ребенка и его физиологическое состояние, но и ребенок управляет поведением матери и ее физиологией.

Важно помнить, что практика совместного сна развивается, а вот кровати и постельные принадлежности – нет. Поэтому нам нужно принимать необходимые меры предосторожности. Сон в одной постели с ребенком может быть безопасным, когда он связан с грудным вскармливанием. Сейчас мы знаем, что многие кормящие матери предпочитают спать вместе с ребенком именно потому, что так они лучше высыпаются, у них лучше регулируется выработка молока, и они испытывают более тесную привязанность к своему ребенку.

Безопасно организованный совместный сон приносит радость матерям (и отцам!) и детям и оказывает положительное воздействие на развитие растущего ребенка. Матерей, выбирающих совместный сон, ни в коем случае нельзя характеризовать как безответственных. Фактически 90 процентов всех людей на земле спят вместе с детьми в той или иной форме!

— Вы упоминали, что для людей на самом деле характерен двухфазный сон. Вот ваши слова: «В Америке принято считать, что надо ложиться в 11 вечера и спать мертвым сном до 7 утра, а если у вас так не получается, то у вас патология – бессонница». Как вы ответите на публикации, где ставяться строгие рамки того, сколько мы «должны» спать.

siesta-1

— По-видимому, метаболизм человека замедляется во второй половине дня, и, вероятно, мы по своей природе склонны к некоторой форме двухфазного сна. Тот факт, что в разнообразных культурах мира люди смогли приспособить эту склонность, несомненно, отражает наше эволюционное прошлое, наше происхождение из тропического пояса, где нам нужно было укрыться от дневной жары.

В основе того, как и когда мы спим, лежат культурные ценности. Можно сказать, они управляют нашим сном. Американское выражение «Я не хочу быть застигнутым врасплох [в буквальном переводе – «вздремнувшим»] подразумевает, что дневной сон – это некое нарушение правил. Однако другие культуры благосклонно относятся к дневному сну, или сиесте.

Эволюционная потребность быть бдительными во время сна и быстро просыпаться позволила древним людям адаптироваться к изменяющимся общественным, психологическим и эмоциональным трудностям. И поэтому важно уважать индивидуальную вариативность и рассматривать здоровье в целом с разных точек зрения. Я чувствую себя неловко, когда читаю заголовки статей с категоричными утверждениями, которые могут вызвать тревогу у людей с разным типом сна, особенно если они чувствуют себя хорошо отдохнувшими в течение дня. И когда все болезни и синдромы объясняются в рамках хронической нехватки сна, мы должны признать, что правильно расставить на места причину и следствие здесь очень сложно.

— Какие вы, как эксперт по сну детей, можете дать советы молодым родителям, чтобы помочь им и их детям хорошо спать?

— Делайте то, что подходит вашей семье, и верьте себе больше, чем любым внешним авторитетам, потому что вы лучше знаете своего ребенка. Вы проводите со своим ребенком больше времени, а все дети разные. Младенцы, дети и родители пересекаются разными способами на разнообразных путях. На самом деле, не существует готового шаблона для тех отношений, которые мы строим. Когда речь заходит об организации сна, многие семьи составляют и высказывают очень разнообразные мнения относительно того, где «должен» спать их ребенок. Менее косные родители в целом более удовлетворены и гораздо менее склонны расстраиваться, если их дети не могут делать «как положено» — то есть спать всю ночь.

Помимо всего прочего, не забывайте о том, что у детей нет режима дня; они не пытаются нарочно создать вам трудности или манипулировать вами. У них такой незрелый маленький мозг, и они почти не могут контролировать свое поведение. В первые шесть-семь месяцев жизни у детей нет «хотелок», есть только потребности. Помните о том, что младенцы в гораздо большей степени, чем вы, являются «жертвами» своего поведения.

Вот волшебный ключик для родителей: чтобы чувствовать удовлетворение, не слушайте, когда другие говорят вам, что вы должны делать. Лучше будьте открытыми к тому, как созвездия отношений, которые составляют вашу семью, пересекаются и идут по жизни с теми решениями, которые, как вам кажется, хорошо работают. Старайтесь не оценивать сон вашего малыша. Не путайте принятое в медицине понятие о хорошем сне как о непрерывном сне всю ночь с моральной оценкой «хорошего ребенка» как того, кто спит всю ночь. Худшим для родителей культурным изобретением является миф о некоем «хорошем ребенке».

=========================
Профессор Джеймс Дж. Мак-Кенна, доктор философии, член научного совета Содружества им. Преподобного Эдмунда П. Джойса. Заведует кафедрой антропологии в Университете Нотр-Дам. Он также руководит лабораторией поведения матери и ребенка во время сна в этом же университете. Опубликовал много работ по темам младенческого сна, грудного вскармливания, синдрома внезапной детской смерти (СВДС) и эволюции человеческого поведения, уделяя особое внимание различиям в поведении и физиологии пар мать–дитя, спящих совместно, раздельно и при наличии/отсутствии грудного вскармливания. Автор книги «Совместный сон с ребенком«.

Добавить комментарий