Чем антропология помогает родителям?

Антропология

Или, калейдоскоп цитат наших любимых авторов, которые привели нас к изданию книг по антропологии для родителей.

Современные представления о воспитании детей — это сплав личного опыта, полученного на основе наблюдения за поведением собственных родителей, размышлений, как можно улучшить то, что известно из нашего прошлого, и культурно обусловленных норм, которые определяют поведение, приемлемое в рамках конкретной культуры. Стоит ли удивляться разнообразию и противоречивости стилей воспитания? В наше время преемственность поколений нарушена, молодые люди живут нуклеарными семьями, им порой не к кому обратиться за советом. Как отмечает д-р Гонсалес в одном из своих интервью, «у нас стало меньше детей, а значит меньше братьев и сестер, меньше племянников и племянниц, а следовательно – мы стали видеть меньше детей, прежде чем у нас появятся собственные. В кино и книгах дети почти никогда не плачут, не просыпаются по ночам, приятно выглядят, послушно себя ведут и играют сами по себе».

Вспомните, кем, как правило, являются авторы книг об уходе за младенцами и о воспитании детей. Чаще всего – педиатры и психологи.

«С тех пор как на смену естественному отбору пришел отбор культурный, люди уже не могут быть уверены в том, что они воспитывают своих детей наилучшим возможным образом. Та или иная новомодная педагогическая идея может распространиться вовсе не оттого, что она реально способствует выживанию нас самих или наших детей. Возможно, что в конечном итоге истинные идеи и торжествуют, но в среднесрочном периоде (лет 100 или 200) общество может с абсолютной уверенностью в собственной правоте ненамеренно причинять своим детям вред». (Карлос Гонсалес «Целуйте меня!»)

«С рождением сына Джеффри в 1978 году мы с женой Джоан вошли в мир родительства. Обеспокоенные новым кругом обязанностей, мы читали книгу за книгой о воспитании детей. Мы оба – антропологи, и мы были несколько обескуражены тем, что прочитали в литературе по уходу за ребенком. А когда дело дошло до советов специалистов о кормлении ребенка и организации сна, мы были очень смущены. Либо всё наше образование и исследования универсальных аспектов человеческой жизни были неверны, либо специалисты по педиатрии упускают или нарочно игнорируют важную информацию.
И тогда мы поняли, что в книгах по уходу за детьми не было не только того, что отражало бы особенности, доставшиеся нам от наших предков-приматов — их организацию сна, но и упоминаний о современных исследованиях в области нейробиологии и психологии, которые раскрывают младенческую биологию и роль телесного контакта с матерью для развитии и роста младенца и его благополучия. Более того, мы увидели, что рекомендации по уходу за младенцами не были основаны ни на эмпирических лабораторных или полевых исследованиях новорожденных вообще, ни на межкультурных данных о том, как на самом деле живут дети». (Джеймс Мак-Кенна «Совместный сон с ребенком»).

В науке существует иерархия доказательств, где экспертное мнение находится на самой низкой ступени, а на самой верхней располагаются длительные исследования различных факторов с правильной выборкой и прочими корректными параметрами.

«Говорю как психолог: важно понимать, что психология на данный момент не является наукой. Она еще наукой не стала. О научности можно говорить только в отдельных сферах психологии, прежде всего связанных с физиологией. Мозг, нейрофизиология, механизмы памяти, внимания ― вот области, в которых много научных фактов.
Достаточно много научности там, где есть эксперимент ― с испытуемыми, с группами (например, в социальной психологии).
Все, что касается отношений и воспитания детей, — это другая ситуация, потому что эксперимент в этих направлениях возможен в очень ограниченных количествах по этическим соображениям. Чтобы выявлять более-менее явные корреляции, вам нужны такие выборки и такие контрольные группы, которые в реальности технически невозможно осуществить. Поэтому степень научности во всем этом оставляет желать лучшего.
Все, что вы читаете в книгах по воспитанию, в том числе и в моих, – это некие обобщения на основании опыта, некие прозрения, инсайты, которые могут быть иногда очень точными, полезными для вас и очень совпадающими с вами. Но ценность их именно сводится к этому узнаванию, к тому, что совпадает, к тому, что вы чувствуете их как «правильные» для вашей конкретной ситуации. <…> Поэтому, если вы чувствуете, что то, что говорит и пишет человек, вам “поперек шерсти”, если это не подходит к вашей ситуации, то вы со спокойной совестью забываете, что он говорит и слушаете себя, потому что вы своего ребенка лучше знаете». (Психолог Людмила Петрановская, лекция «Родительский невроз» из курса «Если мама на нуле» в Школе осознанного родительства «Большая Медведица».

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Теория естественного отбора позволяет нам утверждать, что животные научились взращивать своих детенышей наилучшим доступным им способом. На протяжении миллионов лет эволюции те из них, что воспитывали свое потомство лучше других, оставили больше жизнеспособных потомков и получили конкурентное преимущество в борьбе за выживание. Именно поэтому нам полезно знать, и мы узнаем это благодаря книгам Мередит Смолл «Мы и наши малыши» и «Дети», как взращивают своих детей наши близкие родственники приматы, как это делали наши доисторические предки и как делают это современные народы, почти не затронутые индустриальной западной культурой.

Добавить комментарий