Совместный сон с ребенком. Страхи, основанные на идеологии.

Family sleeping together.
Сравнительные исследования младенческого сна показывают, что в западных промышленных обществах, в особенности в семьях белых представителей среднего класса, детей укладывают спать в отдельные кровати, которые нередко стоят в отдельных комнатах. Эта модель резко отличается от той, которая существовала на протяжении большей части истории. Еще двести лет назад все дети спали с взрослыми и почти все люди спали с кем-то другим. Это было до появления таких понятий, как «личная жизнь» или «интимность», которые сегодня стали столь почитаемыми в американской культуре.

В Европе подобное отсутствие условий уединенности было типичным для домов представителей среднего класса: в них не было комнат, имевших специальное назначение, или спален, которые были разграничены с гостиной или столовой. Любую комнату можно было использовать для сна, приготовления пищи, развлечения гостей или ведения дел, и в ней практически не было ничего постоянного, даже мебели. Средневековый дом был местом для общественного, а не личного использования. Это также было время бедности и запустения.

А еще это была эпоха смертей. Смертность среди младенцев и детей была обычным явлением; так, согласно данным первой переписи населения, проведенной в Швеции в 1749 году, младенческая смертность составляла 200 смертей на 1000 новорожденных (20 %). Большая часть этих смертей была связана с проблемами, возникающими во время родов, или каким-либо заболеванием, но считается, что многие младенцы, в особенности те, которые жили в городских центрах, были убиты «случайно», когда спали в одной постели со своими родителями. Причина смерти указывалась как «удушение во время сна» — то есть когда мать или отец перекатывались на ребенка и душили его. Удушение во сне считалось настолько серьезной проблемой, что в Италии было изобретено приспособление под названием «аркуччо», которое должно было защитить новорожденных от угрозы со стороны спящих родителей. На дошедших до нас рисунках аркуччо напоминает ловушку для лобстеров — деревянная рама с большими отверстиями, в которые могла поместиться грудь матери при кормлении, и расположенной сверху защитной дугой, которая могла удержать одеяла или ворочающегося во сне родителя. Несмотря на то что удушение во сне считалось приемлемым объяснением высокой младенческой смертности, многие из этих смертей на самом деле выглядели очень подозрительно.

В XVI—XVIII веках в большинстве европейских стран были приняты законы, запрещавшие родителям спать вместе с детьми. По сути, это было попыткой предотвратить детоубийство. Когда в семье было слишком много голодных ртов, то самым простым было «случайно» удушить младенца. В результате потребовалось вмешательство правительства.
Сегодня страх удушения во время сна неотступно преследует многих родителей, принадлежащих к западной культуре. Большинство из них считает, что существует реальная возможность перекатиться во сне и задавить младенца или удушить его под ворохом одеял.

Однако, как отмечает Джеймс Мак-Кенна, занимающийся изучением младенческого сна, дети рождаются с сильными рефлексами выживания и они обязательно начнут пинаться и кричать, прежде чем что-то перекроет их дыхательные пути. Простых фактических материалов о том, что сегодня большинство детей по всему миру спят с одним из родителей и не умирают от удушения во сне, было бы достаточно, чтобы убедить родителей, что достаточно сложно перекатиться на ребенка и не заметить этого. Конечно, мягкие матрасы и плюшевые подушки таят в себе реальный риск удушения во сне; кроме того, проблемы могут возникнуть в том случае, если ребенок укутан настолько плотно, что не может проявить свои естественные инстинкты и оттолкнуть то, что ему мешает. Но западные родители, которые боятся удушить ребенка во сне, не правы.

В здоровых условиях, когда родители не страдают алкоголизмом, наркоманией или ожирением, вероятность смерти ребенка в результате удушения равна нулю. Если это так, то почему данный миф продолжает жить? Это происходит потому, что во многих западных культурах существуют и другие социальные, эмоциональные и политические причины не позволять детям спать в кровати родителей.

В XVII веке католическая церковь начала проявлять беспокойство по поводу возможной сексуальной уязвимости девочек, которые спят со своими отцами. В то же самое время в европейской культуре происходило формирование представлений о романтической любви и переопределение брака как супружеской связи, а не экономического или политического союза. Неожиданно отношения «мать — отец» приобрели обособленный характер в рамках широкой идеи семьи. Когда отношения матери и отца превратились в священную, частную, сексуальную близкую связь, зародилась личная жизнь родителей. Детям, хотя они и являлись порождением этой связи, не позволялось вмешиваться в супружеский союз. На определенном уровне младенцев и детей воспринимали как угрозу этой связи и патриархату, который делал отца главным авторитетом в семье. Данная точка зрения в дальнейшем привела к появлению в психологии Фрейда такого понятия, как эдипов комплекс — драмы, которая не может разыграться вне представления о том, что на первом месте у матери и отца стоит особая, личная связь.

Опасен ли совместный сон для жизни и здоровья младенца, не вырастет ли ребенок слишком зависимым от родителей, научится ли он спать самостоятельно крепким и непрерывным сном, не разовьются ли у него сексуальные девиации? Каждый отвечает на эти вопросы по-разному в зависимости от личных предубеждений. Но это лишь мнение, а не научно установленный факт, и особенно опасно, когда свои личные убеждения о совместном сне, не подкрепленные доказательствами, озвучивают медики и другие эксперты по уходу за детьми – ведь они формируют общественное мнение.

Результаты лабораторных наблюдений за спящими парами мать—дитя подробно описаны в книге Мередит Смолл «Мы и наши малыши», а практические советы по обеспечению безопасного сна младенца с родителями даны в книге Дж. Мак-Кенны «Спим с ребенком», и мы поделимся ими в следующей статье.

Добавить комментарий