Для чего нужно детство с точки зрения биологии

kids
Детство — этап жизненного цикла между младенчеством и подростковым возрастом, который есть только у людей. С точки зрения биологии, люди — такие же животные, как и все остальные. Иногда мы забываем тот факт, что наш вид, как и другие, возник в результате естественного отбора. Мы рождаемся, живем, питаемся, спим, общаемся, спариваемся, приносим потомство и умираем, как и все прочие живые существа на Земле. Мы такие же живородящие, как и прочие млекопитающие, тела наши так же покрыты не перьями, а волосяным покровом, а температура тела поддерживается на одном уровне. Как и прочие приматы, принадлежащие к одному с нами таксону, мы — животные социальные, у нас тоже большой — больше, чем у других млекопитающих, — мозг, и мы очень заботимся о своем потомстве. Есть у человека и свои особенности, как есть они у любого другого вида. Мы умеем мыслить логически, решать задачи, создаем для жизни культуру и обладаем чрезвычайно развитым самосознанием.

Детство — это период активного развития мозга, когда ребенок, играя и слушая других, учится обращаться с окружающими его предметами, общаться с другими и начинает постигать законы культуры. Однако прочие приматы быстро переходят от детства к подростковому периоду. Так откуда же возникло детство? И зачем оно нужно с точки зрения эволюции — для роста, развития, обучения или для чего-то еще?

Большинство биологов полагают, что феномен детства возник так: людям нужно так много узнать о культуре, в том числе о том, как пользоваться инструментами, словами и символами, что те особи, которые оттягивали наступление зрелости и дольше учились пользоваться инструментами, словами, символами, а также прочим необходимым для выживания навыкам, с очевидностью получали преимущество. У них была больше продолжительность жизни, более многочисленное потомство, и они передавали больше своих генов потомкам. К сожалению, реальность человеческого детства не вписывается в эту аккуратную схему, как не вписывается туда и то, что мы знаем об эволюции.

Но один из наших авторов, Мереди Смолл, склонна согласиться с другой гипотезой: детство вовсе не явилось результатом замедления взросления после периода младенчества и отсрочивания наступления половой зрелости. В этом просто нет смысла. Во-первых, скорость, с которой растут наши тела, не постоянна. Разнообразные кривые роста, отражающие скорость и этапы развития мозга, всего тела и репродуктивных органов, настолько сложны, что банально растянуть отрезок от младенчества до подросткового возраста не получится. Скорее, имело место нечто гораздо более радикальное: детство придумано не для того, чтобы дать ребенку время научиться, но потому что это давало его родителям репродуктивное преимущество. Дети, хотя они и нуждаются в пропитании, защите и пока еще не способны жить самостоятельно, достаточно независимы, чтобы о них могли заботиться другие, в том числе дети постарше. Родители, таким образом, могут с успехом переложить большинство забот о воспитании младших на других, а сами получают возможность родить еще одного ребенка. Иными словами, детство возникло для того, чтобы увеличить успех размножения родителей, позволить им иметь больше детей, а не для того, чтобы дети могли дольше учиться. Конечно, обучение все равно остается главной задачей детства, но потребность в обучении не обязательно объясняет возникновение самого феномена детства. В конце концов, именно родители, а не сами дети, решают, чем конкретно должны заниматься их отпрыски. Стало быть, гораздо логичнее было бы попытаться найти объяснение феномену детства с точки зрения удовлетворения репродуктивных потребностей родителей.

***
Из книги Мередит Смолл «Дети. Как природа и культура формируют наши подходы к воспитанию».
Тема репродукции и заботы о потомстве поднимается также в книге этого автора «При чем здесь любовь? Эволюция взаимоотношения полов», в которой она приходит к выводу, что объединяться в пары наши предки начали именно для выращивания потомства, которое рождается у нас крайне незрелым и требует длительной заботы.

Добавить комментарий