Сон грудничка как модель жизни общества

cosleeping
Вопрос о том, кто и где спит, решают родители, поэтому выбор модели сна определяется той народной мудростью, которой они руководствуются: в тех культурах, где основная цель воспитания заключается в интеграции детей в семью, домохозяйство и общество, детей держат рядом с собой даже в ночное время. В одиночестве младенцы и маленькие дети спят главным образом в тех обществах (чаще всего в западных промышленных странах, особенно в Соединенных Штатах), где ставка делается на независимость и уверенность в себе. Для американцев и некоторых других групп за этой подсознательной социологической концепцией стоит еще более общий постулат о том, что их обращение с детьми с самого первого дня их жизни оказывает решающее влияние на то, какими взрослыми те вырастут. Далеко не все культуры разделяют эту концепцию. В племени гусии, например, младенчество воспринимается как время зависимости, когда самое главное — это сохранение жизни ребенка, а не его формирование. Члены этого племени считают, что с обучением следует подождать до начала подросткового периода. Индейцы майя воспринимают мать и младенца как одно неделимое целое и считают, что воспитание детей следует начинать тогда, когда они достигают более старшего возраста, в котором начинают говорить и мыслить. В их культуре новорожденные не считаются восприимчивыми к обучению, и, как кажется майя, единственное, что должны делать родители в это время, это заботиться о них.

Другими словами, сон может приобретать нравственный подтекст. И естественно, основой, формирующей эту нравственность, является культура. Американские родители считают правильным с нравственной точки зрения то, что дети спят в одиночестве и таким образом учатся независимости и самостоятельности. Они рассматривают совместный сон ребенка и родителей как нечто странное, патологическое в психологическом плане и даже дурное. Представители культур, поддерживающих совместный сон, воспринимают принятую на Западе практику оставлять детей одних во время сна как безнравственную и считают ее проявлением безразличия к детям или безответственности родителей. Родители, принадлежащие к этим разным культурам, убеждены, что именно их нравственная система координат «правильная». Однако профессор Джеймс Мак-Кенна, глубоко изучивший тему сна младенцев как в лабораторных условиях, так и наблюдая за нашими близкими родственниками, приматами, пришел к выводу, что большинство наших представлений о детском сне сложилось под влиянием культуры и находится в опасном противоречии с биологическими и эмоциональными потребностями детей.

Из книги Мередит Смолл «Мы и наши малыши»

Добавить комментарий